четверг, 3 февраля 2011 г.

Кинусайга - аппликация шелком по дереву



Как утилизировать старое кимоно? Можно отрезать драгоценную вышивку и роспись - и сделать из них покров на буддийский алтарь (многие кимоно -надцатого века так и дожили до современности). А можно кусочки хорошей ткани пустить на поделки: кукол или картины из ткани. Вот об одном из типов таких картин и пойдет речь сейчас. Это кинусайга, аппликация по дереву. Делается это так. Сначала - рисунок на бумаге. Затем рисунок переносится на доску - и на ней прорезаются бороздки по контурам будущих тонов. Затем специальными инструментами кусочки ткани заправляются в эти борозки - с одной стороны, это дает возможность идеально натянуть ткань, а с другой - если надо, чтобы она пошла складочкой, то и это получится. Какая именно ткань берется? На всех русских сайтах, где пишут про кинусайга, вы прочтете только одно слово: "шелк". Не верьте. Это вполне может быть и вискоза, и хлопковый кусочек старой юкаты... Вискозные рельефные воротнички часто узнаваемые. Равно как и шелковые меандровые рисунки. Как на на облаке... Это облако в прошлой жизни было очень торжественным кимоно молодой девушки.
Тематика кинусайга различна. Традиционные работы в технике кинусайга - цветочки, игрушки и прочая домашне-семейная благопожелательность. А эти виды Японии - работа мастера. Эту художницу зовут Маэно Такаши, она родилась в японском городе Нагоя в 1961 году. Вот ее авто-био: http://www.kinusaiga.com/pro.html. Если очень кратко, десятки выставок и книга. А также преподавание в университете. Помимо всех восторженных слов о технической стороне ее работ, хочется сказать о ней как о Художнике. Как пейзажист, она безусловно продолжает традицию Хиросиге - те же разнообразные виды областей Японии, создающие образ каждого из мест. Та же игра крупным и общим планом. Посмотрите, насколько похоже на лучшие из гравюр Хиросиге! Но ее роднит с Хиросиге и нечто большее: это умение видеть поэзию в совершенно невзрачных, обыденных пейзажах и сценках.
Лодочники, разносчики и прочие простые люди у него - и старики, рабочие, служки у нее. 
На одном из сайтов мне попалась фраза, что, дескать, она избегает портрета, потому что техника не позволяет. Не знаю. Хиросиге тоже избегает портрета Дело, видимо, в отношении к изображаемому... Для Маэно Такаши человек - лишь часть мира, нечто не особо заметное между землей и небом. Как, впрочем, и для Хиросиге. А мир для них не делится на "высокие" и "низкие" темы. Знаменитые храмы ничуть не более достойны воплощения, чем обычные улочки и забытые богами и людьми уголки. Вот эта картина меня повергает в полуобморочное состояние И - для контраста. Этот мир спокоен и гармоничен. Жизнь медленно течет, не очень интересуясь, какое у нас тысячелетье на дворе, говоря словами Бориса Пастернака. Хотя и светлому будущему тоже находится место Впрочем, тема моста - классическая в японском искусстве, так что мост в будущее может быть не столько современным.

По материалам поста JapanBlog

Комментариев нет:

Отправить комментарий