четверг, 31 марта 2011 г.

Отрывок из письма одной американской пожилой дамы




Автор - В. Познер. О старости.

(Точнее письмо одной его давней знакомой дамы из Америки.

Американская знакомая - Филлис Шлоссберг)

"На днях одно юное созданье спросило меня, каково быть старой.
Я несколько растерялась, поскольку не считаю себя старой.
Увидев мою реакцию, созданье страшно смутилось, но я сказала, что вопрос интересный, что я обдумаю его и сообщу свои выводы.

Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть.
Нет, речь не о моем теле, конечно!
Иногда это тело вызывает у меня отчаяние: - морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад.
Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, но переживаю я недолго.
*
Я бы никогда не согласилась обменять моих удивительных друзей, мою замечательную жизнь, мою обожаемую семью на меньшее количество седых волос и на плоский подтянутый живот. По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной. Я стала себе другом. Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель, за то, что купила эту идиотскую цементную ящерицу, в которой я абсолютно не нуждаюсь, но которая придает такой авангардный оттенок моему саду. Я имею право переедать, не убирать за собой, быть экстравагантной. Я была свидетелем того, как многие слишком многие дорогие друзья слишком рано покинули этот мир, еще не поняв, не испытав великую свободу, которую дарует старость.

Кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?
Я сама с собой танцую, слушая замечательные мелодии, и, если мне иногда хочется поплакать над ушедшей любовью, что ж, поплачу. Я пройдусь по пляжу в купальнике, который еле удерживает располневшее тело, если захочу, я кинусь в океанскую волну, несмотря на полные жалости взгляды со стороны юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Они тоже состарятся.
Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания, а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина?
Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.
*
Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице.
Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы?
Я могу сказать "нет" абсолютно искренне. Я могу сказать "да" абсолютно искренне.
По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним.
Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе.
Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.
*
Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня. Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться. И я буду есть сладкое на третье каждый божий день".

41 комментарий:

  1. Потрясающе!!! Нет, серьезно, чего стоят вот эти слова "Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться."
    А если к этому еще иметь "светлую" голову...
    Понравилось. Очень. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, девочки! Меня это письмо тоже пробило!)))

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная точка зрения-понравилось!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Бесконечно правильно!

    ОтветитьУдалить
  5. классно, с легкой иронией об отношении к себе( особенно про купальник и отвисший зад) и полный оптимизм: мне направится быть старой. Понравилось, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Письмо заставило задуматься о настоящем и будущем.Жить в гармонии с самим собой можно в любом возрасте, в старости это легче получается , наверно.

    ОтветитьУдалить
  7. потрясающе!!!хотелось бы написать то же самое о себе, когда придет время!!

    ОтветитьУдалить
  8. Эта дама -яркий пример того, когда дух управляет телом.В основном все рабы своего тела, подчиняются его прихотям, желаниям, болезням.А здесь тело - инструмент духа, и выполняет его указания.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень понравилось! Только часто не совпадаю,то ли не каждому дано так мудро стариться(скорее всего),то ли я еще не состарилась окончательно.Хотя ,когда говорят ,что со старостью приходит и мудрость,предупреждают,что иногда она (СТАРОСТЬ) приходит одна.Лучше бы вдвоем.

    ОтветитьУдалить
  10. Очень мудро сказано!Все когда-то состарятся. Я всегда говорю девочкам молодым, что надо прожить все этапы своей жизни,чтобы быть счастливой.

    ОтветитьУдалить
  11. Я рада, что опубликовала это письмо - а ведь сомневалась, столит ли? Оказалось, что оно действительно "в точку". Очень буду рада, если оно поможет кому-нибудь почувствовать себя по-другому, по-новому, переосмыслить все плюсы и минусы своего возраста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. подписываюсь под каждым словом!

      Удалить
  12. Очень понравилось.Написано как будто про меня.Огромное спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Да здорово когда так можно думать!Но в нашем государстве старики не могут спасть спокойно,им нечего будет есть.И на людей оглядываешься т.к. можно натворить того что "не достойно"возраста.А говорить правду должно в любом возрасте.А когда смотришь в зеркало - шок.Людмила.

    ОтветитьУдалить
  14. Задумайтесь над словами - Старость освободила меня. Сколько прожито, и как прожито, не имеет значение. Главное - свобода внутри тебя. А это уже сила духа. Большое спасибо, очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
  15. Настолько ёмко, честно, естественно...
    Я еще не добралась до возраста женщины-автора этих строк, но подпишусь под каждым словом: я рада, что дожила до нынешнего момента и сполна наслаждаюсь правом быть собой... Я сейчас во сто раз лучше, сильнее, добрее, самее (если так можно сказать), чем в 18 лет. И это здорово. И это источник радости и счастья не только для меня, но и для моих близких.
    Большое спасибо за пост...

    ОтветитьУдалить
  16. судьба тоже благословила меня,я дожила до седых волоси я тоже ем сладкое на третье и я счастлива.

    ОтветитьУдалить
  17. Такое ощущение, что автор письма читает мои мысли!))) 100% попадание!!! Все именно так! И да здравствует наша старость!

    ОтветитьУдалить
  18. галина скрипко17 мая 2011 г., 8:04

    спасибо, письмо ободряет тех, кто на пороге старости.

    ОтветитьУдалить
  19. Письмо производит довольно тяжёлое впечатление.Кажется - дама уговаривает себя и пытается убедить нас в том, что она счастлива. А может быть, состояние души зависит от страны, в которой живёшь... Подписаться не кривя душой могу только под последними двумя фразами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Страна ни при чем.Это мои мысли и мои слова.Я говорю их своим более молодым коллегам (я на пенсии,но еще работаю).И мне действительно нравится мой возраст.

      Удалить
  20. "Я не буду жить вечно, но, пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться. И я буду есть сладкое на третье каждый божий день".
    Обалдеть, это же для меня, и как раз то, что нужно мне помнить конкретно сегодня!!!

    ОтветитьУдалить
  21. НАПИСАНО ОЧЕНЬ МУДРО С ЧАСТИЧКОЙ ГРУСТИ.МНЕ 74 И Я ПРОПУСКАЮ ЧЕРЕЗ -сВОЁ СЕРДЦЕ ВСЁ,ЧТО НАПИСАНО СОСТОЯНИЕ ДУШИ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО,КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный15 июня 2013 г., 0:14

    Замечательно-мудрая позиция,только трудно её иметь в нашей стране

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный18 июня 2013 г., 10:49

    старость-не радость.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный27 июня 2013 г., 12:29

    замечательно и очень назидательно написано,спасибо за такое откровение,прочитав такое,подумаешь и поймешь,чтоможно в старости,никогда не достигнешь в юности.благодарю.

    ОтветитьУдалить
  25. Марыся Марусина5 июля 2013 г., 21:34

    Подписываюсь под каждым словом. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный7 июля 2013 г., 20:01

    письмо американки
    в ее жизни не было
    холокост
    ссылка в сибирь за то,что осталась живая после страшных
    лагерей уничтожения
    но я тоже благодарна судьбе,что дожила до седых волос,мне 81,и я оглядываясь
    назад счастлива за своих детей.

    ОтветитьУдалить
  27. Анонимный11 июля 2013 г., 13:10

    Мне 75, жизнь пролетела, даже не верится, что уже бабуля. Живу одиноко ( похоронила близких) , но не грущу пока, хотя будущее пугает. Написано гладко, с задором, но не мои эти ощущения. А жаль.

    ОтветитьУдалить
  28. СПАСИБО!ОЧЕНЬ ОПТИМИСТИЧНО!ПУСТЬ ЖИЗНЬ ЛЕТИТ!ВЕДЬ СТАРОСТЬ ГДЕ-ТО ТАМ ЗА 90...

    ОтветитьУдалить
  29. Тимяшевская Лариса23 июля 2013 г., 1:28

    То состояние души, которое присуще автору, обретается людьми от природы умными, снисходительными к ошибкам окружающих, терпеливыми и философским взглядом на жизнь. Очевидно, что полной гармонии всё равно достичь нельзя, потому что рядом твои родные, друзья, знакомые, многие из которых несут негатив. Преодолевать его последствия, умение работать над собой это особый дар мудрых людей. Несомненно автор Gveret Yaliya обладает им.

    ОтветитьУдалить
  30. Анонимный24 июля 2013 г., 8:37

    очень сложно быть такой мудрой. И очень хотелось бы.

    ОтветитьУдалить
  31. Мне 82-й год, и я полностью согласен с автором. Радость возраста и жизни всей зависит только от нас. Мы все перенесли горькие потери, но если считать время, проведённое с дорогими людьми, как самое лучшее, то ощущаешь неизбывное счастье. А разве не счастье ощущать себя с утра в своём теле с непокинувшем тебя разумом, способным осознавать написанное умным и свободным человеком. Исаак.

    ОтветитьУдалить
  32. Просто до примитивности, но как гениально и мудро!
    Добавлю, - хорошо с молодой душой сохранять и здоровое тело.
    Седина и морщины этому не помеха.
    И еще, хорошо, когда жить интересно.
    В свои 85 имею право это сказать.

    ОтветитьУдалить
  33. А -ЖИТЬ ТО ХОЧЕТЬСЯ А -ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНО -КАК НИ КОГДА-сидые виски

    ОтветитьУдалить
  34. В свои 69 имею право совсем сказанным согласитьсяю

    ОтветитьУдалить
  35. Если бы еще старость была без маразма... (болезни Альцгеймера) !

    ОтветитьУдалить
  36. наверное чтобы испытать эту свободу нужно остаться одной...

    ОтветитьУдалить
  37. Это не Россия!

    ОтветитьУдалить
  38. Да, это не Россия,и я ни одному слову не верю этой дамы, которая курит, видимо, выпивает, ведет какой-то свободный образ жизни, перед которой не стоят проблемы типа помочь подруге, которая лежит в тяжелом состоянии в больнице, или мошенник навязал тебе проблему, которую трудно решить, и т.д. и т.п. Она красуется перед мужиком ( Познером) и всё врет. Дама просто очень старая.

    ОтветитьУдалить